ФЭНДОМ

Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

10-ый класс

Информация и информационные процессы (6 час)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационноф среды.

Практические работы (3 час)

1. Измерение информации.

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

2. Информационные процессы.

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

3. Кодирование информации.

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

4. Поиск информации.

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

5. Защита информации.

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

Информационные модели (9 час)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гиппертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизуещиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практические работы (4 час)

6. Моделирование и формализация

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

7. Исследование моделей

 Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

8. Информационные основы управления

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Информационные системы (3 час)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Практическая работа (2 час)

9. Информационные системы. СУБД.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 час)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.       

Практическая работа (2 час) 

10. Компьютер и программное обеспечение

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Резерв учебного времени - 4 часа

Всего - 35 час.

11-ый класс

Компьютерные технологии представления информации (5 час)

 Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Практическая работа (2 час)

11. Представление информации в компьютере.

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

Средства и технологии создания и преобразования информацонных объектов (5 час)

 Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Практическая работа (7 час) 

12. Создание и преобразование информационных объектов.

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.

Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 час)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания WEB-сайтов. 

Практическая работа (5 час)

13. Компьютерные сети

Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.

Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта

Основы социальной информатики (2 час)

​Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Резерв учебного времени - 4 час.

Всего - 35 час.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике (профильный уровень)

Пояснительная записка

В соответствии с новым региональным базисным учебным планом в 10-11 классах предмет «Информатика и ИКТ» изучается ни профильном уровне в физико-математическом и информационно-технологическом профилях. Объем учебной нагрузки составляет 4 часа в неделю, общая продолжительность курса - 280 часов за 2 года обучения. Для физико-математического и информационно-технологического профилей рекомендуется единая программа, учебно-тематические планы для разных профилей имеют различия и объеме учебного времени, отводимого на изучение различных тем.

Содержание тем

1. Информация и информационные процессы (9 часов) 1.1. Виды информационных процессов: хранение, обработка, передача. Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств. 1.2. Дискретное (цифровое) представление хранимой информации. Цифровое представление числовой информации, системы счисления. Цифровое представление в памяти компьютера числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
1.3. Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации. Скорость передачи информации. Передача информации в компьютерных сетях.
1.4. Процесс обработки информации. Виды обработки: поиск, сортировка, преобразование данных.
2. Системы, их структура и взаимодействие компонентов (4 часа) 2.1. Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь. Понятие «информационной системы».
3. Формальная логика (12 часов) 3.1. Простые и составные высказывания, истинность высказывания. Кванторы существования и всеобщности.
3.2. Логические операции, законы формальной логики, преобразование логических выражений.
4. Алгоритмы и структуры данных (23/19 часов) 4.1. Виды структур данных: массивы, матрицы, списки, деревья, графы.
4.2. Индуктивное определение объектов.
4.3. Элементы теории алгоритмов. Формализация понятия алгоритма. Понятие вычислимости.
4.4. Вычислимые функции, универсальная вычислимая функция.
4.5.
 Понятие сложности алгоритмов. Различные алгоритмы сортировки и поиска, оценка их сложности. Алгоритмы перебора. 4.6. Эквивалентность алгоритмических моделей.
4.7. Построение алгоритмов и практические вычисления.
5. Язык программирования (88/66 часов) 5.1. Типы данных.
5.2. Основные конструкции языка программирования.
5.3. Система программирования.
5.4. Основные этапы разработки программ.
6. Информационное моделирование (18/25 часов) 6.1. Модель в деятельности человека.
6.2. Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания.
6.3. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания.
6.4. Использование описания (информационной модели) в процессе общения, практической деятельности, исследования.
7. Средства ИКТ (3/8 часов) 7.1. Архитектура компьютеров и компьютерных сетей.
7.2. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения.
7.3. Операционные системы. Понятие о системном администрировании.
8. Технологии создания и обработки текстовой информации (17 часов) 8.1. Понятие о настольных издательских системах. Подготовка компьютерных публикаций.
8.2. Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей.
8.3. Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов.
8.4. Использование систем распознавания текстов.
9. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации (25/26 часов) 9.1. Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов.
9.2. Ввод и обработка графических объектов.
9.3. Ввод и обработка звуковых объектов.
9.4. Создание и преобразование звуковых и аудио-визуальных объектов.
9.5. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.
10. Обработка числовой информации (16/21 час) 10.1. Математическая обработка статистических данных и результатов эксперимента с использованием электронных таблиц.
10.2. Примеры простейших задач по обработке результатов экспериментов.
10.3. Примеры простейших задач по учету и планированию.
11. Технологии поиска и хранения информации (16/18 часов) 11.1. Представление о системах управления базами данных.
11.2. Организация баз данных. Примеры баз данных.
11.3. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных.
12. Телекоммуникационные технологии (22/25 часов) 12.1. Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония.
12.2. Специальное программное обеспечение средств теле-коммуникационных технологий.
12.3. Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности.
12.4. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа. Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений.
12.5. Инструменты создания информационных объектов для сети Интернет. Методы и средства создания и сопровождения сайта.
12.6. Поисковые системы в компьютерных сетях. Использование поисковых систем для работы с образовательными порталами и электронными каталогами. Правила цитирования источников информации.
13. Информационная деятельность человека (8 часов) 13.1. Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образовательной. Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура. Образовательные информационные ресурсы.
13.2. Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности.
13.3. Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.
14. Технологии управления, планирования и организации деятельности (6 часов) 14.1. Технология управления, планирования и организации деятельности человека. Автоматизация деятельности.
14.2. Системы автоматического тестирования и контроля знаний. Использование тестирующих систем в учебной деятельности.
14.3. Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования.